• Кейсы и публикации
  • О компании
  • Контакты
Что вы ищете
    Утратит ли статус СОНКО, если ООО с единственным иностранным участником окажет ей благотворительную помощь
    Консалтинг

    Утратит ли статус СОНКО, если ООО с единственным иностранным участником окажет ей благотворительную помощь

    Костюченко Юлия Михайловна
    Согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)  социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.  Пунктом 2.2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определено, что под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из требований, приведенных в п. 2.2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ.

     Пунктом 5 ст. 31.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с п. 2.2. ст. 2 Закона № 7-ФЗ со статусом некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное п. 13 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.  То есть, при получении статуса иностранного агента СОНКО лишается своего статуса СОНКО. 

     Законом № 7-ФЗ для российских некоммерческих организаций (далее – НКО) введен правой статус – некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента. Такой организацией является российская НКО, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном п. 8 ст. 6.1. Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), являются иностранные граждане или лица без гражданства, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

     Таким образом, для признания российской НКО иностранным агентом необходимо наличие одновременно двух основных квалифицирующих признаков: первый – получение средств из иностранных источников (прямо или косвенно, как это определено Законом № 7-ФЗ), и второй – участие в политической деятельности так, как это определено Законом № 7-ФЗ. То есть отдельно наличие финансирования из иностранных источников, без участия в политической деятельности или отдельно участие в политической деятельности, без финансирования из иностранных источников само по себе не являются достаточными для признания НКО иностранным агентом

     В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
    Если единственным участником ООО является иностранное физическое, или иностранная компания и бенефициарным владельцем (то есть конечным владельцем) которой будут являться иностранные граждане, то будучи благотворителем для российской НКО ООО будет являться иностранным источником, т.е. первый признак для признания российской НКО иностранным агентом имеется. 

    В Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П суд указал, что само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории РФ не являются основаниями для признания ее выполняющей функции иностранного агента. Обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает только тогда, когда НКО действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории России.

     Абзацем 11 п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ определено, что к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность. То есть эта деятельность не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П).

     Пунктом 5 ст. 31.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с п. 2.2. ст. 2 Закона № 7-ФЗ со статусом некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное п. 13 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.  То есть, при получении статуса иностранного агента СОНКО лишается своего статуса СОНКО. 

    Таким образом, если СОНКО, получая денежные средства от ООО с единственным иностранным участником, будет выходить за пределы своей деятельности в части участия в политической деятельности, то она может утратить статус СОНКО и приобрести статус иностранного агента. Если же СОНКО, получая денежные средства от ООО с единственным иностранным участником не будет осуществлять политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - то статус СОНКО она не утратит.

    Основное, что надо знать тем, кто хочет стать самозанятым
    Сложные вопросы возмещения расходов на проезд к месту отпуска сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера. Часть 4
    Сложные вопросы возмещения расходов на проезд к месту отпуска сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера. Часть 3
    Сложные вопросы возмещения расходов на проезд к месту отпуска сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера. Часть 2
    Сложные вопросы возмещения расходов на проезд к месту отпуска сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера. Часть 1
    Водоканал отказывается заключать контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
    Оплата проезда несовершеннолетним детям сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера
    Расходы на перелет, если в месте пересадки работник провел выходные
    Дни отдыха для работников-доноров
    Оплачиваемый отпуск для получения второго среднего образования работника
    Страховые взносы с социальных выплат: быть или не быть?
    Можно ли не «потерять» НДС с основных средств при переходе с ОСНО на УСН?